Актерам..
Режиссер в кинопроизводстве. А вообще, зачем он нужен?!
Тема эта, как мне кажется, интересная и самое главное - актуальная. Потому что разница в работе актера с режиссером в театре и работа актера с режиссером в кинопроизводстве существует, и она весьма ощутима. Более того, очень часто актёра, который имеет театральную подготовку, ещё с театрального института воспитывают в таком ключе, что режиссёр - это практически единственный руководитель творческого процесса, направленного на создание результата.
Театр
Владимир Иванович Немирович-Данченко говорил о том, что театральный режиссёр един в трёх лицах. Первое: режиссер – толкователь, он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером–актером, режиссером–педагогом. Второе: режиссер – зеркало, отражающее индивидуальные качества актера. Наконец, третье лицо: режиссер – организатор всего спектакля.
Работа режиссёра с актёром начинается уже с застольных репетиций, когда прорабатывается каждый персонаж спектакля, каждая сцена с его участием. Ни для кого не секрет, что проработка образа в театре подробная, тщательная, особенно это касается классических произведений. Образ Гамлета или Макбета требует глубокого погружения и выявления не только замысла Шекспира, но и современного прочтения этого образа режиссером и актером. При этом нужны репетиции, этюды, поиск новых форм. Здесь удивить не так-то просто. А посему часто анализируется работа других актёров, которые сыграли эту роль в театре в России и за рубежом, их образ и звучание. И начинается своя работа над образом: выявление «зерна роли», нахождение характера героя, проработка предлагаемых обстоятельств, второго плана и всего того, без чего не сложится образ Гамлета или Макбета. Эта работа по созданию образа идёт совместно с режиссером, замысел которого и осуществляет актёр. Режиссёр закладывает основную, фундаментальную идею персонажам, которая касается будущего спектакля. От начала и до премьеры спектакля режиссёр и актёр идут, что называется, рука об руку, и даже когда состоялась первая премьера спектакля, происходит разбор и поправки персонажей, чтобы их игра максимально приблизилась к идее спектакля. Актерский ансамбль работает как единый организм, задача которого - рассказать историю человеческих отношений. Главный герой действует в чёткой связке со всеми персонажами спектакля, взаимодействует на эмоциональном, ментальном уровне действия спектакля. И во всем этом лидирующую роль занимает режиссёр - как толкователь, как зеркало и как организатор. Актёры находятся в постоянной связке с режиссёром на ежедневных репетициях, прогонах. Нюансы характеров всех героев прорабатываются режиссером с актёрами постоянно и систематически, выявление событийного и оценочного ряда актёр шлифует изо дня в день. Так рождается спектакль и так происходит работа актёра по созданию роли в театральной технике.
А как в кинопроизводстве?
Чаще всего современный российский актер в кино действует, исходя из своей театральной практики, которая заложена на подсознании ещё в институте. Есть мастер курса, который ведёт актеров во время обучения, и есть затем режиссёр в театре, который помогает расти. В кино, а особенно в сериальном производстве, главенствуют совершенно другие законы взаимодействия актера и режиссера. Прежде всего, у режиссёра практически нет времени на работу с актёром. Актёр, который готовится к кастингу, создает ориентировочный образ своего героя, с которым он приходит к режиссеру, а иногда и к кастинг-директору. Этот обозначенный образ утверждается режиссером и продюсером и берётся в работу. Режиссёр, одноразово встречаясь с актёром или даже вовсе не встречаясь, а общаясь по телефону, объясняет свой замысел на героя, и актёр начинает его готовить. Причем делает это по своим лекалам, практически не созваниваясь с режиссером, потому что у последнего много работы по другим направлениям для подготовки мотора проекта. Ему попросту некогда! Большая нагрузка и ответственность ложится на плечи самого актёра. Актёр оказывается один на один со своим замыслом и его реализацией. Никто не ведёт актера по образу, как это делается режиссером в театре. На первый план выдвигается домашняя работа актера над своим персонажем, оттачивание которого не происходит так, как в театре, когда актёр играет своим образом на многочисленных репетициях на сцене совместно с режиссером. Частенько актёр, создающий образ для сериального проекта, находится в прелестях своего воображения относительно как драматического материала, так и его реализации перед камерой. И вот с таким пониманием уже почти созданного образа актёр приходит на съёмочную площадку для воплощения образа. И тут перед ним встает вопрос: через какой инструментарий реализовать образ? В его арсенале лишь театральная техника. А она отлична от техники актера кино, которая подразумевает работу с камерой, работу с оператором, работу с партнером, ракурсную работу на среднем и крупном плане головы актера, кинотехнику глаз, взаимодействие с партнером через световые точки по мизансцене (оператор-постановщик), а также темп и ритм, проживание, эмоциональность, открытая или закрытая форма работы в кадре, работа с камерой под разными углами и ракурсами в сценах на двоих, троих и более, тайминговая работа по съемке сцены, когда актёр действует в цейтноте, реализация образа через сквозное действие, когда сцены снимаются вразнобой по дням и неделям, выявление через конфликт сверхзадачи образа и ещё многое и многое другое. Получается, что актёр проделывает большую работу дома без режиссёра, в затем с этим грузом ответственности приходит на площадку и должен реализовать все это через технику актера кино, которая прямо противоположна театральной технике – противоположна как в подготовке, так и в реализации. И при всём при этом режиссёр включается только на стадии съемки, когда происходит воплощение образа через дубли. Эта уже последний рубеж, где работа актера и режиссера носит совместный характер. В кино, и особенно в сериальном производстве, режиссёр выступает как организатор съемочного процесса, а затем как толкователь во время съемки. Как зеркало он не проявляется совсем, потому что нет этому места в домашней подготовке актера. Таким образом, в кино режиссер един лишь в двух лицах – как организатор и как толкователь.
И что?!
Техника актера театра при работе с режиссером в кино практически не работает, требуется совсем иная подготовка, которая должна в большей степени соответствовать киноподготовке в домашней работе над образом. Актёр в кино, а в большей степени в сериальной подготовке, вынужден наращивать опыт и мастерство без режиссёра, опираясь в основном на свой опыт и наблюдения. Технику актера кино (кинотехнику) можно приобрести в киношколе или через тренинговые формы, которые учат актера большей самостоятельности и творческой свободе в создании разных по своему качеству образов, и чем больше творчески созданных образов, тем лучше. Именно с этим опытом, а не опытом театральным, актёр и должен входить в пространство кадра.
Техника актера театра не учит актера существовать перед камерой на общем, среднем, крупном и сверх-крупном планах. Техника актера кино (кинотехника) учит актера набирать недостающий опыт киносъемки через тренинговые платформы (киношколу). В театральной технике режиссёр через репетиции и прогоны ведёт актера к законченному образу. В технике актера кино режиссёр использует созданный дома актером образ для своего замысла, участвуя в создании образа уже только во время съемки. Когда эта проблема возникает в сериальном производстве, чаще всего она решается через типаж и штамп, которые уже наработаны актером. Зазор в понимании взаимодействия между актёром и режиссёром в театре и в кино существует, и это важно понимать, чтобы не нести театр на съёмочную площадку, а учиться технике актера кино.
#режиссеролегларин #кинотренинг #мастерствоактера #техникаактеракино #крупныйплан #сьемка