Актерам… Средний план и крупный - основные кадры, которые отличают актёра, понимающего, что такое кинотехника. Для любого актера, который работает в кадре, крайне важно уметь правильно существовать на среднем и крупном планах. Однако часто ли мы видим это на съемочной площадке? Увы, скорее, нет, чем да. И связано это в первую очередь с тем, что в технике актёра театра отсутствует такой элемент обучения, как работа с камерой. Хотя официально на выпуске он получает статус «актёр театра и кино». Незнание, а порой и непонимание, как правильно существовать в условиях камеры, порождает много ошибок и, как результат, слабое воплощение образа. Ни для кого не секрет, что типаж актёра - это такая палочка-выручалочка, но вместе с тем типаж актёра часто переходит в тираж. Очень удобно использовать внешние данные и совсем не вытаскивать из актёра то, что таится внутри. Именно это - настоящее… А у нас часто слышно на площадке: типаж это очень хорошо, главное - ничего не надо играть! Вот это «ничего не надо играть» и есть одна из проблем, которая лежит в непонимании, как существовать актеру в кадре на среднем и крупном планах. В подавляющем большинстве молодые актёры, которые приходят на съёмочную площадку, сталкиваются с механизмом работы группы, всего съемочного процесса впервые. Их растерянность в глазах читается сходу: что делать? Куда вставать? Как играть?! Связано это с тем, что напрочь отсутствует игровая практика, которая так важна в условиях динамичной съемки. А затем в кадре они должны проживать жизнь своего персонажа. И делают они это при помощи своего актёрского – театрального! - инструмента. Все. Тупик. Вы скажете: вот тут-то и должен помочь режиссёр... Вопрос: как? Если учитывать, что сегодняшние съемки проходят в среднем со скоростью час-полтора на сцену, и то при условии, что актёр к ней готов. А если не готов?.. Режиссёр в театре имеет временную протяжённость в работе с актёром, и это, как правило, дни и недели. Работа кинорежиссёра с актёром - это чаще всего минуты и куда реже - часы. Успеет ли режиссёр за считанные минуты научить актёра технике кино? Сомнительно. Вот и берётся в работу состав актёров, которые уже обстреляны, а потому зачастую имеют типажный отпечаток на лице и владеют набором штампов. В общем, когда не имеем то, что любим, любим то, что имеем. Работа на крупном плане зависит от многих элементов, и актёр, выстраивающийся на такой план, должен понимать, что такое ракурсная работа лица, существование через глаза, когда чувство, поддерживаемое энергетикой, передаётся на камеру, а затем зрителю. Это совершенно другая энергоподача! И иное владение мимикой, которую здесь надо прижимать и контролировать, в отличие от театральной техники, где можно все. Там хоть ходуном все ходи на лице - никто слова не скажет!.. Актёр в кино должен концентрировать внимание точечно, а не рассеивающе, как на сцене. И очень своеобразна на крупном плане работа с партнером, о которой тоже никто не задумывается. В театре она одна, а в работе перед камерой - другая. Но никто об этом не говорит, как будто этого нет вовсе! Между тем та же американская школа игры перед камерой ушла сегодня далеко вперёд. У них другой подход к работе актёра с камерой. Какой? Киношный! Работа на крупном плане требует переосмысления самой формы существования актёра в кадре, ведь исполнительская манера здесь совсем другая. Техника актёра театра и техника актёра кино - это две параллельные прямые, которые, как известно не пересекаются. И получается все время какой-то замкнутый круг: работаем на крупном плане, как в театре на авансцене. Когда начинаешь снимать крупный план, разные подходы у опытного актёра и новичка видны невооруженным глазом. Опытный актёр сразу ищет световую точку, луч, который поставил оператор, спрашивает, какой план - подгрудный или плечевой, а если уж сверхкрупный, тут сразу требуют гримера. Новичок же при реплике «ставим объектив для крупного плана...» вообще не понимает, о чем идёт речь. И то, что меняется крупность, а значит, и играть нужно уже не так, как на общем, не догадывается. Для него, по сути, ничего не изменилось, ему что общий план, что средний, что крупный – без разницы... А она есть, и даже очень большая! Дело в том, что со сменой планов меняется и подача образа, регулируется энергетика и эмоциональное состояние героя. Более того, техника исполнения должна быть более выверенная, почти ювелирная. Тончайшие нюансы игры видны в кадре сразу, мгновенно. И знание того, что ты играешь, как это выглядит, тоже важно. Актёр, не имеющий достаточного опыта работы перед камерой, не проходит путь от замысла до воплощения образа на камеру. Он идёт не путём КИНОвоплощения роли, а пользуясь опытом театрального актёра, не осознавая, что это наверняка не годится в кадре - по технике исполнения, по актерской кухне и, самое главное, по инструментарию. Обучение технике игры на крупном плане - живая необходимость. Конечно, можно тешить себя тем, что все так играют. Но ведь техника крупного плана предполагает более выразительное существование и передачу чувств и мыслей образа, что помогает донести до зрителя саму суть и сердцевину героя. Так какой смысл от этого отказываться?.. Ведь никого не надо убеждать в том, что выразительные средства актерской игры, и особенно на крупном плане, - это и есть то воздействие, которое актёр в итоге оказывает на зрителя #кинотренинг #киношколаолегаларина #работаскамерой #олегларин #киноактеры #крупныйплан #киномосква #актеры